Факультет организаторов народного образования РГПУ им. Герцена

Факультет организаторов народного образования РГПУ им. Герцена
Огороднов Д. Е.
Программа специального курса по методике развития вокально-речевой культуры педагога

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народное образование испытывает острейшую потребность в эффективной методике развития и совершенствования речевых и вокальных возможностей учителей и учащихся.

Очевиден упадок музыкальной и речевой культуры молодежи, что существенно отражается на всех областях духовной жизни общества.
Речевая деятельность учителя нередко приобретает неэстетический характер и противоречит его педагогическим намерениям; ларингиты иные горловые заболевания, связанные с неправильным использованием речедвигательного аппарата и его перенапряжением, стали в школе профессиональными. Развитие голоса и речи студентов — будущих учителей пока не вошло в процесс их профессиональной подготовки, как и в процесс повышения квалификации работающих педагогов — школьных и вузовских. Развитие речи школьников, успешно осуществляемое отдельными талантливыми учителями, не стало методической системой.
В представлениях о вокальной и речевой деятельности человека существуют стойкие заблуждения, широко распространенные даже в педагогической среде; в частности, о том, что многие люди не поют, так как у них нет музыкального слуха; на самом деле у них неполноценно, несогласованно работают компоненты голосового аппарата, без которого прием звука не превращается в адекватный звуковой образ. Отсюда — повсеместное обыкновение отбирать для хоровой деятельности, и для выразительного чтения и рассказывания только так называемых способных детей, число которых в лучшем случае оказывается 5-8%, хотя на самом деле потенциально способны к артистическому пению и речи практически все здоровые дети; таким образом, вокально-речевые и двигательные возможности, присущие каждому человеку, остаются в большинстве случаев невыявленными и неразвитыми.
Между тем в России около трех десятилетий существует методика комплексного воспитания вокально-речевой культуры, возникшая в 50-е годы нашего века в Ленинграде, прошедшая долгий путь разработки, проверки, широкого применения и вполне оправдавшая себя. До сих пор применялась преимущественно в работе с детскими хоровыми коллективами во внешкольных учреждениях. Однако, имеется некоторый опыт применения ее и в педагогических училищах, вузах, массовых интернатах. Эта методика, созданная Д.Е.Огородновым, базируется на достижениях физиологии и психологии человеческих способностей, акустики и фонетики. Ее ведущий принцип — естественность, опора на свойственные каждому человеку речевые, вокальные и двигательные возможности в их гармоническом взаимодействии.
Многолетний опыт применения методики убеждает, что каждый ребёнок и даже взрослый способен с помощью целенаправленных и эстетически привлекательных упражнений добиться свободы, непринужденности и артистизма в своей вокальной и речевой деятельности.
Предлагаемая методика предусматривает постепенность в освоении вокальной и речедвигательной культуры, обеспечивает индивидуальный подход в условиях коллективной работы.
Апробация методики проводилась многократно автором и его учениками на Всесоюзных и Всероссийских научных конференциях по художественному воспитанию школьников; о ней имеются положительные отзывы музыкально-педагогического института им. Гнесиных, ряда педагогических вузов; детские хоры, подготовленные по данной методике, многократно становились победителями и лауреатами международных конкурсов (в Голландии, Франции в 1985-1986 гг., в Бельгии в 1989 г., в Германии, Швейцарии в 1992 г. и др.).

 

Доктор педагогических наук, зав. кафедрой управления школой

М. Г. Качурин

Санкт-Петербург, 1993